В детский сад я не ходила. Была только «нулевочка» за год до поступления в школу. В моем детстве психология не была так популярна. «Как подготовить ребенка к школе?»- тогда над этим вопросом никто сильно не задумывался. Вся наша подготовка к первому классу состояла из прослушивания песенки «Учат в школе» и поедания печеньица в виде буковок. Я помню, как все мы, неся гладиолусы в день своего первого- первого сентября, точно знали — быть первоклассником очень здорово. Почему это так здорово, не знал никто. У меня осталось две видеозаписи. Одна была сделана первого сентября утром, и на ней я улыбалась. Вторая — первого сентября вечером, где я рыдала горючими слезами. В тот вечер я в первый раз поняла, что такое делать уроки, и что это моя перспектива на ближайшую десятилетку. Просматривая их и вспоминая весь спектр своих эмоций на тот момент, я понимаю — к таким стрессам детей надо готовить заранее!
Ну это лирика, теперь ближе к делу. Проблема действительно существует и она не шуточная, в этом я убедилась, поговорив со школьным психологом Глуховой Еленой Александровной. В конце весны в школе проходит запись детишек, которые осенью станут первоклассниками. Малыши знакомятся с преподавателями и психологом. Им задают несложные вопросы, чтобы понять насколько ребенок готов к обучающему процессу. Имеет ли базовые знания об окружающей действительности, способен ли удерживать внимание на протяжении необходимого времени, настроен ли контактировать с преподавателем и т.п. По наблюдению Елены Александровны, действительно хорошо подготовленных детей приходят единицы. Эти единицы- дети, чьи родители серьезно относятся к этому первому шагу малыша во взрослую жизнь. Большинство же мам и пап считают, что к школе готовить не нужно, школа сама всему обучит. Что касается цифр и букв, то это конечно. Ну а как же психологический аспект? Об этом мы и побеседовали с Еленой Александровной довольно подробно.

1. Елена Александровна, в каком возрасте лучше отдать ребенка в школу?
Считать критерием готовности ребенка к школе только его физиологический возраст крайне не верно. Мы все прекрасно понимаем, что физическое развитие каждого человека, будь это, например, скорость роста или полового созревания происходит индивидуально. Но мы не хотим понять, что его психологическое развитие происходит по такому же принципу. Ребенок должен быть сам готов принять на себя роль школьника, и если у одного ребенка такая готовность может наступить и к пяти годам, то другой может готовится к этой роли и до восьми лет. Родители должны понимать, что готовность ребенка сесть за парту в пять лет или в восемь вовсе не повод делать выводы о наличии или отсутствии у него способностей. К сожалению, стереотипность мышления нашего общества часто становится причиной безответственных и бездумных поступков по отношению к собственным детям. Если даже Ваш ребенок пойдет в школу в восемь лет, а не в шесть как у Вашего соседа это не значит, что он менее сообразителен. Не надо заниматься бравадой, отдавая ребенка в школу, когда он к этому еще не готов, с одной только целью — быть «не хуже других».

2. А как определить, что ребенок готов стать первоклассником?
Первое о чем родители почему-то часто забывают, чтобы понять ребенка надо говорить с ним! Вы должны понять, как он относится к будущей роли первоклассника, как он представляет себе цель его скорого похода в школу? Ведь в первую очередь, от его настроя зависит успешность его дальнейшей учебной деятельности.
Помимо негативного отношения ребенка к школе, серьезной помехой в обучении малыша может стать, например, не достаточно развитая произвольность и контроль за своим поведением. Если ребенок не может спокойно усидеть на месте в течение сорока минут, то, ни о каком внимании и правильности выполнения домашнего задания не может быть и речи. Ведь произвольность психических процессов: мышления, внимания, памяти в этом возрасте — залог успешной учебной деятельности ребенка. Проблемы в этой области чреваты некоторым отставанием в учебе, а в дальнейшем, как следствие, состоянием хронической неуспешности и негативным отношением к учебному процессу.
Вообще, у психологов есть условные параметры, по которым можно определить, готов ли малыш пойти в школу или лучше повременить. Давайте, поговорим о них достаточно подробно.

  • 1. Ребенок с удовольствием говорит о том, что скоро станет школьником (будет ходить в школу, носить портфель, сидеть за партой и т.п.) Он демонстрирует желание научится читать, писать, считать, приобретать новые знания о окружающем мире.
  • 2. Он общителен. У него хорошо развиты коммуникативные навыки. Он легко находит общий язык со сверстниками и не боится взрослых. Он умеет сопереживать. Охотно оказывает помощь другим людям, откликается на просьбы. Умеет выходить из конфликтных ситуаций. Старается разрешить конфликты мирным путем.
  • 3. Умеет постоять за себя, отстаивает свое мнение и интересы. Здесь важно обратить внимание, чтобы не было излишней агрессии. Умеет уважать других. Прислушивается к мнению и интересам других детей. Делится с другими детьми пособиями и материалами, с которыми занимается сам.
  • 4. Уважает учителя. Стремится к общению с учителем: делится своими мыслями и переживаниями, слушает учителя. Быстро откликается на просьбы учителя, старательно выполняет данные им поручения, задания. Умеет подчиняться общепринятым правилам поведения, даже если для этого приходится сдерживать эмоции и подавлять свои желания. Может терпеливо дождаться своей очереди, если этого требуют условия деятельности.
  • 5. Умеет выражать свои мысли. Говорит связно. Может понятно сформулировать вопрос, просьбу. Дает развернутые ответы на вопросы, обращенные к нему. Может подробно и ясно описать предметы или события. В качестве теста можно предложить ему картинку и попросить подробно рассказать, что на ней изображено. Предложить придумать историю по картинке.
  • 6. Стремится довести начатое дело до конца. Старается хорошо выполнять свои обязанности, поручения обещания, без лишних напоминаний со стороны учителя. Может сосредоточенно заниматься одним и тем же делом не отвлекаясь на крики детей и другие помехи.
  • 7. Схватывает смысл задания не позднее других сверстников. Успевает выполнять задание в поставленные сроки. Может выполнять пару действий одновременно. Например, рисовать и слушать рассказ учителя. Легко запоминает полученную информацию.
  • 8. Успешно справляется с мелкими двигательными операциями (лепит, вырезает, чертит тонкие и «недрожащие» линии). Самостоятелен. В свободное время может сам себя занять.
  • 9. Инициативен. Активен на занятиях: охотно отвечает на вопросы учителя и других детей, предлагает свои идеи.

Вам может показаться, что перечень требований слишком велик. Конечно, сложно ждать от ребенка полного соответствия и успешного выполнения всех оговоренных в списке задач. Можно считать, что если у ребенка присутствуют хотя бы 7-10 из перечисленных качеств, он готов стать первоклассником. Помните, для того чтобы школьное обучение не было для малыша сложным и ненавистным занятием, следует обязательно учесть многие моменты его психологической готовности. Основными сторонами этой готовности являются мотивация (то есть желание быть школьником, интеллектуальная готовность (широкий кругозор, умение размышлять), воля ( контроль за своими эмоциями и действиями), сформированное у ребенка отношение к учитель как к взрослому, обладающему особыми функциями и развитые коммуникативные навыки.
Поступление в первый класс- это очень важный шаг в жизни каждого ребенка, поэтому не поленитесь потратить свое время и силы на подготовку ребенка к школе. Постарайтесь приступить к этому заблаговременно. К сожалению, чаще всего родители обращают внимание на готовность, а вернее ее отсутствие, уже спустя некоторое время после начала обучения, когда малыш приносит первые двойки, начинает капризничать, отказывается садиться за уроки. Безусловно, любые трудности в обучении можно, так или иначе, скорректировать грамотно подобранными методиками и занятиями со специалистами в той области, где нужна их помощь. Но куда проще для родителей и менее травматично для ребенка задуматься об этом раньше, тем самым избежать такого количества проблем.

3. Что эффективнее, готовить ребенка к школе самостоятельно или может отвести его в специальный дошкольный кружек?
Дело в том, что ребенка необходимо готовить к школьным дисциплинам не менее, чем за год. Поэтому, на мой взгляд, лучше готовить малыша в дошкольном учреждении, ведь у родителей нет соответствующего опыта педагогической подготовки и времени. Тем более, что там ребенок может общаться со своими сверстниками, что поможет ему лучше адаптироваться в новом школьном коллективе. К сожалению, социально-экономическое положение в стране не позволяет родителям проводить с детьми много времени и готовить их к школе. Однако если родитель, все таки, не хочет отдавать малыша в дошкольное учреждение и проявит инициативу, чтобы самостоятельно подготовить ребенка к школе, то ему просто необходима консультация педагога для приобретения необходимой методической литературы. Также необходимо проявить терпение и доброжелательность, ведь поначалу у ребенка не будет получаться все, а именно тонкая граница игровой и педагогической деятельности должна соблюдаться. Очень важно вызвать у малыша желание идти в школу и получать знания, поэтому общение со сверстниками, которые тоже хотят пойти в школу пойдет только на пользу.

4. Как правильно родители должны настроить ребенка на поступление в школу?
Важно, чтобы его ожидания, сформированные вами, в результате совпали с реалиями. К примеру, если Вы говорили, что в школе дети просто сидят за партами и слушают учителя, у ребенка не будет верного представления о том, что и на него накладывают определенные обязательства- высидеть смирно весь урок, внимательно слушать, да к тому же быть готовым отвечать на вопросы учителя и выполнять домашнее задание.
Итак, подводя итог, хочу еще раз обратиться ко всем родителям будущих первоклассников — будьте внимательны к своему чаду, ведь от этого зависит его комфортное существование в школе на протяжении одиннадцати лет!

Замеховская Юлия, Глухова Елена.