Однажды впервые и неоднократно в последствии, каждый из нас сталкивается с этим непонятным, сразу не подающимся оценке, ощущением ограниченности. Многие ошибки, провалы, неудачи и случайности — следствие ограничений наших взглядов, опыта, собственных способностей, знаний, наконец. И приходит время выбрать: смириться с отсутствием необходимого опыта, с этой ограниченностью или преодолевать ее, завоевывая новые вершины. Для тех, кто выбирает второе — классические и неординарные пути и способы личностного и профессионального развития себя…

Развитие как понятие

Однажды я услышал фразу, которая существенно повлияла на мою жизнь: «Успех, это НЕ там, где мы находимся сейчас, а ТАМ, где мы находимся сейчас по отношении к тому, где были до этого…». Это чем-то напоминает одну интересную математическую задачку. Что выгоднее: получить единовременно сумму, скажем, в 100 тысяч долларов или возможность в течение месяца ежедневно увеличивать вдвое сумму начиная с 1 рубля?

Если не брать во внимание тех, кто обсуждает несерьезность предложения (а где Вам предлагали что-то серьезное?), большинство выберет «синицу в руках», т.е. кругленькое и стабильное пособие. А кто-то начнет считать. Вот, что они насчитают — во втором случае, к концу месяца получится около 18 миллионов долларов!

Два вывода, если Вы уже пришли в себя и не побежали искать этому факту практическое применение…

Во-первых, статичное состояние опаснее динамичного. Кстати, в живой природе, похоже, вообще нет статичности. То есть, если мы не наблюдаем роста своего бизнеса или прогресса в карьере, это может означать, как то, что мы его просто не видим, так и то, что спад уже начался. Причем даже в случае, если признаков последнего мы тоже не замечаем.

Либо вверх, либо вниз. Прямая линия бывает только на экране осциллографа и то в судьбоносные моменты нашей жизни….

Во-вторых, сравнивать прогресс или регресс имеет смысл только с самим собой. Например, какой смысл сравнивать «шансы» Вашего бизнеса с чужим? Или по каким-либо критериям оценивать себя в сравнении со своим более удачливым приятелем? Не очень логичным выглядит сравнение изменяемого объекта с другим, никакого отношения не имеющим к первому.

Но вернемся к самому понятию «Развитие» — что это? Восхождение по спирали? Завоевание новых рубежей? Расширение опыта? Повышение производительности труда, профессионализма, статуса? Расширение перспектив? Конечно, все это, и многое другое, что ассоциируется у каждого из нас с движением к новому, с понятием роста.

Предметом развития может быть общество, наука, неорганические системы. Но «Я» — это, собственно, единственное, что напрямую поддается изменению. По крайней мере, то, что подвластно нашему влиянию в первую очередь, что можно усовершенствовать, к чему можно что-то добавить. Предметом нашего экскурса является не биологическое развитие, а социальное. И его, наверное, целесообразно разделить на «личностное» и «профессиональное».

Схематически этот путь к «новому» выглядит следующим образом: человек понимает границы своих возможностей, сталкивается с тем, что его сегодняшнее состояние не позволяет достичь желаемого, четко определяет свои потребности и проводит самоинвентаризацию. Развитие в рассматриваемом контексте лежит между тем, где я нахожусь сейчас, и тем, где я намерен оказаться в определенном будущем.

Источники и составные части

Существует пара концепций исследования процесса развития и несколько теорий или подходов в способах развития. Но оставим сухость науки за рамками статьи, ибо тем, кто в этом что-либо понимает, информации будет явно недостаточно, а для остальных она может показаться скучной и, главное, бесполезной. В следующем номере журнала мы расскажем о методике «конструирования» индивидуального плана развития. Практическое же применение данной статьи видится в понимании того, что мы сами, и есть основной ресурс для повышения продуктивности жизни. Давайте же посмотрим, как в наше время можно заниматься саморазвитием и, что мы собственно развиваем? Что поддается развитию в нас самих? Где мы можем нащупать пустоты, заполнение которых приведет к большему росту? Вне зависимости от того, что мы хотим добавить в свою «палитру» — менеджерские качества, умение принимать взвешенные решения или планировать свою деятельность, способность быть заботливым родителем, навыки стратегического мышления — изменения происходят на каком-то из или сразу на нескольких уровнях представленных ниже:

Приобретение знаний, интеллект — как правило первое, что приходит на ум в желании что-то совершенствовать в себе. Сегодня мы обладаем неограниченными возможностями получения самой разнообразной информации. На развитие общих и специальных знаний работают школа и ВУЗы. Библиотеки, периодика, Интернет и Бог знает что еще призваны расширять наш кругозор. Но почему-то знаний о том, как кататься на велосипеде не хватает для того, чтобы на нем впервые поехать!? Теоретическое ознакомление часто не отражается ни на внутренних установках, ни на поведении человека. Нужно что-то большее…

Большее, это освоение нового опыта и развитие более продуктивных навыков. Это процесс трансформации знания в привычку.
Осмелюсь назвать его более продвинутым и глубоким и сравню с тем, как мы перебираемся с велосипеда на автомобиль. Кстати, вспомните ощущения, которые Вы испытывали, когда учились управлять транспортным средством. Как поначалу было трудно фокусировать внимание сразу на нескольких деталях, а уже через пару месяцев Вы могли одновременно и не задумываясь действовать во всех направлениях: переключать скорости, следить за движением, искать радиоволну на приемнике, включать «поворотник» и т.д. Результат данного «изменения» проявляется в поведении: теперь Вы умеете больше слушать и задавать «правильные» вопросы и меньше говорите при работе с клиентом, Вы начинаете больше делегировать и умеете контролировать исполнение. Но, часто бывает так, руководитель приобрел навык делегирования, но не может «отпустить контроль ситуации», доверить исполнение дел своим подчиненным. Это еще более тонкая материя — следующий уровень — комплекс наших установок и интеллектуальных моделей.

Качества личности и характера — это широкий спектр, включающий ценности и принципы человека (в том числе не сформулированные), его мировоззрение и стереотипы, его привычки и личностное своеобразие. Именно «уравновешивание» важных для нас сфер жизни, коррекция собственных ценностей, изменение совокупности взглядов — это неисчерпаемый источник развития и возможность произвести монументальные изменения.

Как самостоятельное направление я бы отметил физическое состояние. Наше тело является одним из источников сбалансированности социальной жизни (читайте статьи в следующих номерах журнала) и поэтому может считаться отдельным направлением для развития.

Это не единственная и, возможно, не самая полная классификация совершенствуемых сторон человеческой жизни. Но как принято теперь говорить: Лучше пиво в руке, чем… сами знаете чего!

Куда пойти… развиться?

Поговорим, наконец, о том, что такое личностный и профессиональный рост сегодня, на заре нового тысячелетия.

Во-первых, нужно сказать, что, не смотря на цель и сферу изменений, мы выбираем один из возможных вариантов развития. Либо мы привлекаем дополнительные ресурсы, расширяем, так сказать, охват, т.е. выбираем путь экстенсивный. Либо занимаемся оптимизацией «унутринних резервов». Такой путь, через повышение качества использования уже имеющихся ресурсов, принято называть интенсивным. Впрочем, чаще приходится прибегать к компиляции приведенных подходов — даже буддийская практика предполагает работу над собой «изнутри» и, например, освоение навыков элементарной медитации…

Кроме простых сфер, являющихся уже классическими (книги, академическое и дополнительное специальное образование), день нынешний предлагает нам новые, порой непривычные «Университеты».

Тренинги и семинары

Начнем с так называемого «краткосрочного образования» для взрослых. Оно представлено несколькими форматами. И хотя единой классификации здесь не существует, можно выделить основные: формат «Семинара» и формат «Тренинга».

Как правило, семинар более дидактичен и теоретичен, в то время, как на тренинге больше практических занятий: индивидуальные задания и групповые дискуссии, ролевые игры и упражнения. Конкретизирую, если семинар, это в основном ознакомление с новой информацией, передача знаний, то тренинг — интенсивный процесс получения практического опыта через ощущения, т.е. это уже уровень навыков и более продуктивных установок. Многообразие тренингов и семинаров по различным аспектам жизнедеятельности: от бизнеса до создания отношений с близкими, заполонило наш рынок. Их можно классифицировать как по статусу участников (для руководителя, для специалистов, для всех и т.д.), так и по тематике (самоорганизация, организация или влияние на других, командная работа и т.д.).

Однажды, будучи участником одной из выставок, посвященных краткосрочному образованию, я в прямом и переносном смысле оказался между двух «огней». Как это повелось еще в стране лилипутов, где остроголовые и тупоголовые выясняли, с какого конца чистить яйца, извечный спор «что раньше: яйцо или курица» размежевал и тренинговую сферу. Камнем преткновения в этом споре является вопрос Содержания и Контекста. Другими словами, есть тренинговые программы, практикующие обучение навыкам и умениям (например, в сфере коммерческих коммуникаций), а есть программы личностного роста, изучающие в первую очередь те парадигмы мышления, которые руководят нами по жизни. Один и тот же вопрос, таким образом, можно рассматривать под различными углами зрения.

Тренинги и семинары — групповые формы обучения и предполагают общедоступность и некоторую универсальность проведения. Кроме того, они весьма сжаты по времени — как правило, это один или несколько дней обучения. Естественно, качество ожидаемого результата и учет индивидуальных особенностей тем больше, чем больше персонифицирован процесс обучения. Если, конечно, речь идет не об обучении навыкам командного взаимодействия.

Персональная тренировка

Такую, более «точечную» работу начали делать не так давно появившиеся в России специалисты по персональной тренировке (personal coaching). Хотя это не совсем справедливо — первенство в индивидуальной поддержке и развитии людей все-таки остается за психотерапевтами различных конфессий. Но новый формат развивающей работы «один на один» имеет несколько иную концепцию. Если коротко, ее можно выразить так: в независимости от того, что у человека было в прошлом, мы можем помочь ему создать беспрецедентное будущее начиная с этого момента. Т.е. основной фокус направлен в будущее, а не в прошлое и главный вопрос: «Что еще возможно?»

Безусловно, развитие посредством Коучинга (Coaching) пока не доступно всем: как и все прогрессивное и эксклюзивное, его сначала примеряют на себе бизнесмены, политики, спортсмены. Высшее звено руководителей бизнесов остаются основными клиентами на персональную тренировку. Но по мере расширения рынка можно ожидать проникновение этого формата во все социальные слои. За океаном даже домохозяйка, студент и оставшийся без работы специалист могут использовать услуги профессионалов для прояснения перспектив и достижения желаемых целей.

Наше недалекое прошлое возможно откликнется сейчас такими понятиями, как репетитор и наставник. Но Коучинг, это все-таки не просто инструктор, и тем паче, не духовный гуру. Как же назвать специалиста, предлагающего Коучинг? Слово тренер (coach) пришло из-за рубежа и, как правило, ассоциируется со спортом. Но достижение спортивных высот, оказывается, происходит по тем же самым законам, что и социальное «восхождение». И кроме недостатка информации (которую, впрочем, многие из нас не умеют добывать и использовать оптимально), дефицита времени для закрепления нового опыта существуют ограничения иного свойства. Каждый из нас находится как бы внутри «системы проблемы» и необъективность наших оценок происходящего может быть весьма существенной. Это называется «эффект замыленного глаза» и даже самые искушенные «в жизни» могут быть подвержены его влиянию, скажем, вследствие эмоциональной зависимости от ситуации.

Коучинг и его производные (например, однофамилец нашего раздела — V. I. P- тренинг), это своеобразный вид поддержки человека в развитии. Он лучше учитывает индивидуальные особенности тренеруемого, развивая способности, навыки и изменяя мировоззрение исходя из его актуальной ситуации. Один мой коллега назвал этот метод «Со-достижением». Т.е. это не экспертная помощь в достижении целей и реализации потребностей, не передача «правильного» метода решения проблем, а поддержка инициатив индивида, поддержка в принятии им определенных решений и дальнейших действиях. Пусть это покажется пафосным, но персональная тренировка может оказаться революционной формой развития человека, и поэтому мы еще не раз вернемся к данной теме на этих страницах.

И опыт, сын ошибок трудных…

В следующем номере, говоря о составлении Плана индивидуального развития, мы будем использовать и другие виды саморазвития, которые, впрочем, более абстрактны, нежели вышеописанные.

Например, эффективным ресурсом личностного и профессионального роста может оказаться опыт других. Одна из методик развития, основанная на нейро-лингвистическом программировании (НЛП), называемая «Стратегия гениев», была разработана психологом Робертом Дилтсем. Он вывел импирическим путем и предложил общественности «выигрышные» модели деятельности. За образцы он взял принципы работы и стратегии успешных мира сего: Эйнштейна, Аристотеля, Леонардо да Винчи, Моцарта, Диснея и других. Не важно, кто из достигших высочайшего результата в своем деле будет предметом «отзеркаливания», Билл Гейтс, Алла Пугачева, Андрей Сахаров или Анатолий Чубайс. Может быть, это Ваш кумир из книг, друг семьи, чье поведение, скажем, в трудных ситуациях достойно подражания или коллега на работе, который умеет делать что-то лучше Вас, — начните изучать его опыт, наблюдать и анализировать его поведение. Будучи не уверенным в том, что полное «слепое» копирование возможно и тем более необходимо, все-таки предлагаю присмотреться к данной методике.

Еще один ресурс, о котором мы уже упоминали в предыдущих статьях, это Обратная связь. Определите, что или кто может быть для вас конструктивной обратной связью. Для руководителя обратной связью может быть любой аспект жизнедеятельности его подразделения, т.е. организация является отражением босса. Обратной связью для сотрудника будет как прямой результат его работы, так и косвенные показатели: доверие со стороны руководства и коллег, динамика его карьерного роста. Для политика обратная связь, это численность ректората, голосующего за него «ногами» и популярность (не обязательно со знаком «+») в средствах массовой информации. То же для представителя шоу- бизнеса. И т.д.

Часто мы намеренно уходим от обратной связи, т.к. она может оказаться не лицеприятной. Но именно реальная оценка себя, своих действий и результатов — первый шаг на пути к себе-новому. В крайнем случае, спросите мнения сослуживца относительно того, что «работает» и «не работает» в вас самих. И что бы он не рассказал Вам, — поблагодарите его, чтобы в следующий раз он не начал лукавить. Так с минимальным дискомфортом для собственного Эго, Вы обнаружите потрясающий потенциал.

Автор: И. Бубнов